Печальная новость. Умер композитор Эдуард Артемьев В возрасте 85 лет ушел из жизни советский и российский композитор Эдуард Артемьев. Об этом сообщает ТАСС. Смерть музыканта подтвердил его сын Артемий... Артемьев родился в 1937 году в Новосибирске, окончил Московское хоровое училище и столичную консерваторию. Работал с режиссерами Никитой Михалковым и Андреем Тарковским, написал саундтреки для фильмов «Утомленные солнцем», «Солярис» и «Свой среди чужих, чужой среди своих», музыкой из которого закрывали Олимпийские игры в Сочи.
Артемьев был лауреатом государственных наград, в числе которых орден «За заслуги перед Отечеством» и орден Александра Невского. Получил четыре премии «Ника» за лучшую музыку к фильмам «Лимита», «Водитель для Веры», «12», «Герой» и пять статуэток «Золотой орел» («Доктор Живаго», «12», «Дом», «Легенда № 17», «Солнечный удар»). В 1999 году был удостоен звания Народного артиста России, в 2022 году стал Героем Труда Российской Федерации.(С) Э.Артемьев -Свой среди чужих, чужой среди своих. Невретдинов Ильяс(труба)
НЭПmen
Советская киномузыка — мировой феномен. Шостакович, Прокофьев, Шнитке, Губайдулина, Вайнберг — это высший эшелон, в мире композиторы такого уровня в кино почти не работали. У нас это происходило по разным причинам, и чаще всего — не очень веселым. Например, карьера Шнитке в кино началась, когда он попал в черный список Союза композиторов и его произведения перестали играться и издаваться.(С) АЛЬФРЕД ГАРРИЕВИЧ ШНИТКЕ Альфред Шнитке – советский и российский композитор, педагог и музыковед, творчество которого оставило большой след в искусстве. Его творения активно пропагандируют современные исполнители. Альфред Гарриевич гастролировал по Европе, будучи в числе немногих советских авторов, чьи произведения оказывались одинаково востребованными на родине и за рубежом. Талант, уникальный стиль, яркая индивидуальность делали сочинения Шнитке неповторимыми. Биография
скрытый текст
Альфред Шнитке родился в городе Энгельсе 24 ноября 1934 года. Его родители были поволжскими немцами и имели еврейские корни. Родным городом отца мальчика был Франкфурт-на-Майне. Мать родилась в деревне Каменке. Родственники отца жили в столице, и это оказалось спасением, когда началась Вторая мировая война. В семье Шнитке воспитывались трое детей: у Альфреда были младший брат и сестра. Вместе они пережидали военное время в Москве у бабушки. Благодаря родителям дети знали немецкий язык, и он был для них родным. Русский оказался вторичным.
С 11 лет Шнитке увлекался музыкой. Когда после войны его отец получил назначение в Вену, Альфред переехал туда с семьей. Мужчина работал корреспондентом и переводчиком для газеты «Österreichische Zeitung». В Австрии с 1946 года юноша получал музыкальное образование, а когда спустя 2 года семья вернулась в Советский Союз, продолжал занятия уже в Москве. Родители устроились работать в газету, а Альфред стал изучать музыку. В 1958 году он получил диплом Московской консерватории по классу композиции, а позднее завершил обучение в аспирантуре. С 1961 года Шнитке стал преподавать чтение партитур и инструментовку в родной Московской консерватории, хотя учеников у него было немного.
В этот же период музыкант вступил в Союз композиторов. Чтобы заработать на жизнь, Альфред стал сочинять музыку для кинематографа. Педагогическую деятельность он не оставлял вплоть до 1972 года. Объем произведений, созданных для фильмов, непреклонно рос каждый год. Главным лейтмотивом всех произведений Альфреда Шнитке являются человек и его сущность. Переживания, испытываемые героем, личностные поиски, страсти и эмоции становятся заглавной темой композиций автора. В его музыке невероятным образом образуется симбиоз трагического и комического.Маэстро оказался создателем термина «полистилистика», предполагающего совмещение разных эстетик. В 1972 году он написал первый балет «Лабиринты». В том же году в память о любимой матери композитор создал фортепианный квинтет, сформировавшийся впоследствии в «Реквием».
Шнитке был в числе композиторов, работавших с методом алеаторики, который позволяет исполнителям получить больший простор для импровизации. Показательным примером в этом случае оказалась созданная в 1974 году «Первая симфония». Впервые ее исполнил дирижер Геннадий Рождественский. Музыка такого рода считалась радикальной, поэтому, несмотря на наличие всех разрешений и допусков, филармонии Москвы и Петербурга не решились представить ее публике. Премьера состоялась в Нижнем Новгороде. Творчество Шнитке не имело жанровых или стилистических ограничений. В 1977 году «Concerto Grosso №1» принес популярность своему создателю. Его имя стало известным широкой публике. Любимым композитором автора был Иоганн Себастьян Бах. Создавая произведения, Шнитке вдохновлялся исполнительской манерой Юрия Башмета и Мстислава Ростроповича, Геннадия Рождественского, Анатолия Кремера.
Его увлекала полистилистика, вдохновляла народная духовная песня. Благодаря этому появился «Der Sonnengesang des Franz von Assisi». Позднее публика услышала «Вторую симфонию», за ней последовали еще 2. В том же 1977-м Шнитке пригласили в Парижскую оперу. В сотворчестве с художником Давидом Боровским и режиссером Юрием Любимовым маэстро создавал постановку «Пиковая дама» по произведению Петра Ильича Чайковского. Пушкинские цитаты и обновленное либретто сочетались со свежим взглядом на литературную основу. Из-за скандальной статьи Альгиса Жюрайтиса, дирижера Большого театра, Любимова не выпустили из Советского Союза для проведения генеральной репетиции. Премьера была сорвана. Руководство Парижской оперы отказалось от постановки. Воплотить художественный замысел создателей удалось в 1990 году в Карлсруэ. Позднее, в 1993-м, постановку осуществили в Бостоне, и только в 1997-м ее удалось увидеть московской публике.
1980-е стали периодом повсеместного успеха и признания для Шнитке. В 1983-м свет увидела кантата «История доктора Иоганна Фауста». Композитор не побоялся воплотить идею, которая смущала самого Иоганна Гёте. На написание произведения ушло почти 11 лет. В 1986 году вышел «Концерт №1 для виолончели с оркестром», а годом позже «Пятая симфония» и «Concerto Grosso №4». В период с 1984 по 1987 годы Шнитке сочинил «Три хора православным молитвам», «Концерт для смешанного хора на стихи Г. Нарекаци», «Стихи покаянные». Наследие, оставленное Шнитке потомкам, насчитывает балеты и оперы, более 20 концертов, 9 симфоний, 4 концерта для скрипки, струнные квартеты, музыкальное сопровождение для кинокартин и спектаклей, вокальные и камерные сочинения. Композиции «Полет», «Вальс-раздолье» звучат в кинокартине «Сказка странствий». Произведение «Экипаж» написано для одноименной ленты. В фильме «Синдром Петрушки» использована мелодия «Танго в сумасшедшем доме».
Композитору присудили звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР» и удостоили многочисленных наград, среди которых была и Госпремия за музыку к кинокартинам, преподнесенная в 1986 году. Мультикультурный автор также был отмечен Государственной австрийской премией, врученной в 1991 году, и Императорской премией Японии, которую ему преподнесли годом позже. Шнитке работал по заказу Амстердамской и Гамбургской опер, был членом Шведской королевской музыкальной академии.
В 1992-м опера Альфреда Шнитке «Жизнь с идиотом» была презентована публике в Амстердаме. Спустя 3 года «Джезуальдо» и «История доктора Иоганна Фаустена» вышли в Вене и Гамбурге. Биография знаменитого композитора не была бы полной без упоминания о личной жизни. Шнитке был женат дважды. Первым браком маэстро сочетался с Галиной Кольцовой. Союз просуществовал непродолжительный период и закончился разводом. Второй женой музыканта стала его студентка Ирина Катаева. В семье родился сын, которого назвали Андреем. Шнитке жил с избранницей в атмосфере любви и заботы и был неразлучен с ней до последних дней. 1985 год оказался для Альфреда Шнитке роковым. Композитор перенес сразу несколько инсультов. Здоровье пошатнулось, и слабость постоянно одолевала мужчину. Несмотря на это, он не опускал руки и продолжал работать. В 1990-м семья переехала в Гамбург, где Шнитке стал преподавателем в Гамбургской высшей школе музыки. Очередной инсульт, настигший музыканта, стал причиной его смерти. 3 августа 1998 года Альфред Шнитке скончался. Он нашел последний приют на Новодевичьем кладбище в Москве. (С)
Музыка к фильмам 1962 — Вступление; 1963 — 1964 — Вызываем огонь на себя; 1963 — 1964 — Выборгская сторона; 1965 — Похождения зубного врача; 1966 — Дневные звёзды; 1967 — Дом и Хозяин, Комиссар; 1967 — 1987 — Ангел (к/а «Начало неведомого века», новелла первая); 1968 — Шестое июля; 1969 — Балерина на корабле, Ночной звонок; 1970 — Белорусский вокзал, Дядя Ваня, Спорт, спорт, спорт, Чайка; 1971 — Ты и я; 1972 — Горячий снег, На углу Арбата и улицы Бубулинас, Право на прыжок; 1973 — Города и годы; 1974 — Выбор цели, Осень; 1974— 1981 — Агония; 1975 — Рикки-Тикки-Тави; 1976 — Белый пароход, Клоуны и дети, Восхождение, Повесть о неизвестном актёре, Приключения Травки, Сказ про то, как царь Пётр арапа женил; 1977 — Счёт человеческий; 1978 — Отец Сергий; 1979 — Маленькие трагедии, Фантазии Фарятьева, Экипаж; 1981 — Звездопад; 1982 — Прощание, Сказка странствий, Крепыш; 1984 — Мёртвые души; 1985 — Любимец публики; 1988 — Шаг 1988 — Балкон 1989 — Иной, Посетитель музея; 1990 — Сфинкс, Воспоминания без даты; 1992 — Присутствие; 1993 — Владимир Святой; 1994 — Мастер и Маргарита; 1996 — Страх, Черное и белое.
Alfred Schnittke: The Master and Margarita (1993)
НЭПmen
ГУБАЙДУЛИНА СОФИЯ ( САНИЯ) АСГАТОВНА В XIX веке Иоганнес Брамс заявил: «Скорее мужчина родит ребенка, чем женщина напишет хорошую музыку». Живым опровержением этого шовинистического тезиса является София Губайдулина, композитор, объединившая в творчестве Восток и Запад, вместе с Альфредом Шнитке и Эдисоном Денисовым входившая в знаменитую троицу московских музыкальных авангардистов. Биография
скрытый текст
Биография дамы-композитора началась 24 октября 1931 года в Чистополе, городе, расположенном в 100 км от Казани, население которого сейчас чуть менее 60 тыс. человек. При рождении отец-татарин, работавший инженером-геодезистом, и русская мать-учительница назвали девочку Санией. Среди предков музыкально одаренного ребенка были муллы.
Через 7 месяцев после рождения Сании Губайдулины переехали в Казань. Девочка и ее старшие сестры Вера и Ида росли в атмосфере любви, сохранилось их совместное детское фото. Семья регулярно посещала театры. В доме на улице Тельмана, где в детстве жила Сания, сейчас находится Центр современной музыки Софии Губайдулиной.
Будущая звезда авангардной музыки, которую напутствовал на самобытное творчество Дмитрий Шостакович, в 5 лет самозабвенно плясала под гармошку соседа Павла. Когда родители отвели Иду и Санию в музыкальную школу, старшую сестру приняли, а младшей велели подрасти. Однако малышка вцепилась в брючину директора и с помощью слез умолила взять в ученицы и ее. Приобретение родителями рояля «Слесарь» Сания восприняла как счастье и к инструменту относилась как к святыне.
В военное время младшую дочь Губайдулиных госпитализировали с подозрением на тиф. Врачи сумели победить горячку, но девочка-подросток впала в состояние, похожее на прострацию. Соседка Сании заказала в православном храме молебен за здравие юной пианистки. Священник согласился с условием, что в будущем девочка пройдет обряд крещения. Вскоре после молебна Сания выздоровела. К изумлению родственников, юная казанка преодолела необщительность, у нее появился волевой характер и физкультурные достижения (в частности, 3-й разряд по спортивной гимнастике). Крестилась Губайдулина в 39 лет, взяв имя София, как ее уже давно называли друзья.
С 1949 по 1954 годы девушка училась в Казанской консерватории. Наставником Сони в исполнительском искусстве был ученик Рейнгольда Глиэра Григорий Коган, а композицию ей преподавал Альберт Леман. Затем Губайдулина продолжила обучение в Московской консерватории, где среди ее преподавателей были Юрий Шапорин и Николай Пейко (композиция) и Яков Зак (фортепиано). В 32 года внучка муллы закончила обучение в аспирантуре по композиции у Виссариона Шебалина и получила напутствие от Дмитрия Шостаковича, пожелавшего ей идти в музыке «своим неправильным путем». Первые произведения — «Полька» и «Вариации на татарский танец апипа» — уроженка Чистополя написала еще в отрочестве. В 1977 году София вновь обратила взор на музыку предков по отцовской линии, создав «Пять пьес для домры и фортепиано по мотивам татарского фольклора». Большинство композиций Губайдулиной, включая написанный в студенческие годы вокальный цикл на слова Михаила Пришвина «Фацелия», носит камерный характер. Однако есть в творчестве Софии Асгатовны и произведения для оркестра: кантата «Ночь в Мемфисе», концерт Offertorium («Жертвоприношение»), посвященный Гидону Кремеру, симфония «Слышу… Умолкло…» и кантата «Аллилуйя» для хора, оркестра, органа, солиста-дисканта и цветных проекторов.
Уроженка Чистополя — признанный кинокомпозитор: из-под ее пера вышли саундтреки к мультфильмам «Кузнец-колдун», «Маугли» и «Кошка, которая гуляла сама по себе», фильмам Станислава Говорухина «Вертикаль» и «Белый взрыв», ленте Ролана Быкова «Чучело» и картине Михаила Швейцера и Софьи Милькиной «Крейцерова соната». Во втором десятилетии XXI века музыка Губайдулиной украсила франко-швейцарскую драму «Мария — королева Шотландии» и британо-американский триллер «Убийство священного оленя» с Колином Фарреллом и Николь Кидман в главных ролях.
В ноябре 1979 года на VI съезде Союза композиторов Тихон Хренников подверг жесткой критике творчество Софии Асгатовны и еще шестерых советских музыкальных творцов. Поводом для разноса семерки музыкантов стало несанкционированное включение их произведений в программы фестивалей в Кельне и Венеции. В последующие годы эти имена составляли черный список на радио, телевидении и в концертных организациях. Интересно, что Хренников, как и Губайдулина, был учеником Шебалина.
В годы перестройки с опалой Софии Асгатовны было покончено. Композитор получила возможность гастролировать за рубежом и к концу 80-х годов стала всемирно известна. В 1990 году Губайдуллину включили в комитет, присуждавший Ленинские и Государственные премии СССР.
В 2001-м уроженка Чистополя стала почетным доктором музыки Казанской консерватории, в 75 лет — лауреатом премии «Триумф», а в 80 — почетным гражданином Казани. В столице Татарстана проводятся 2 форума, носящих имя Губайдулиной: ежегодный фестиваль современной музыки «Конкордия» и международный конкурс София Асгатовна никогда не стремилась выставлять личную жизнь напоказ. В молодости Губайдулина вышла замуж за поэта Марка Александровича Ляндо. В 1959 году у творческих супругов родилась дочь Надежда. Из-за бытовой неустроенности родители отправили девочку к бабушке и деду в Казань. София тяжело переживала разлуку с Наденькой, и тема жертвы во имя выполнения миссии стала одной из доминирующих в ее музыке. Со временем первый брак Губайдулиной распался.
Вторым мужем Софии Асгатовны стал пианист и теоретик музыки Петр Николаевич Мещанинов. Музыканты оформили отношения в 1991-м и с того же года начали жить в Германии, сохраняя российское гражданство.
Середина нулевых стала для Губайдулиной временем трагических потерь. В 2004 году от лейкемии скончалась единственная дочь композитора. К счастью, Надежда Марковна успела не только родить двух сыновей — Илью и Александра, но и стать бабушкой двух внуков — Дениса и Екатерины. В 2006-м в возрасте 62 лет ушел из жизни второй супруг Софии Асгатовны. Несмотря на почтенный возраст, София Губайдулина, живущая в коммуне Аппен под Гамбургом, продолжает творить. В 2022 году уроженка Чистополя была включена в список номинантов на «Грэмми» в категории «Лучшая современная классическая композиция» за произведение для оркестра Der Zorn Gottes («Гнев божий»), написанное на рубеже 2019 и 2020 годов. В феврале 2022-го композитор удостоилась российского ордена «За заслуги в культуре и искусстве».(С)
Музыка для кино 1964 — «Хотите — верьте, хотите — нет…» 1967 — «Вертикаль» 1967 — «Кузнец-колдун» (мультипликационный) 1968 — «День ангела» 1969 — «Белый взрыв» 1973 — «Маугли» (мультипликационный) 1974 — «Каждый день доктора Калинниковой» 1975 — «Человек и его птица» (мультипликационный) 1981 — «Великий самоед» 1982 — «Кафедра» 1983 — «Чучело» 1987 — «Крейцерова соната» 1988 — «Кошка, которая гуляла сама по себе» (мультипликационный) 1988 — «Балкон» 1989 — «Личное дело Анны Ахматовой» (документальный) 2011 — «Картонная деревня» 2013 — «Мария — королева Шотландии» 2017 — «Убийство священного оленя»(С) Вальс из к/ф «Чучело»
НЭПmen
Николай Николаевич Каретников - один из основоположников и ярчайший представитель отечественного послевоенного авангарда. Его музыка не признавалась официальными властями и при жизни Каретникова исполнялась крайне редко, так что его можно назвать самым неизвестным из крупнейших российских композиторов. Биография
скрытый текст
Николай Николаевич Каретников (1930-1994) родился в Москве в артистической семье: его отец был артистом Московской оперетты, преподавал вокал, бабушка — оперная певица Мария Адриановна Дейша-Сионицкая, выступала в Императорской опере. Пела вместе с Фёдором Шаляпиным, написала популярную среди вокалистов книгу «Пение в ощущениях».
Николай учился в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории им. П. И. Чайковского у Виссариона Шебалина и Татьяны Николаевой, по окончании которой продолжил образование в Московской консерватории. Окончил консерваторию по классу композиции в 1953 году. В том же году написал ораторию «Юлиус Фучик», принесшую ему первую известность
В 1957 году в Москву приехал канадский пианист Гленн Гульд, исполнивший сочинения Шёнберга и Берга. Знакомство с творчеством этих композиторов оказало решающее влияние на всю последующую жизнь Каретникова – он стал убежденным приверженцем Новой венской школы, на основе которой выработал свой собственный стиль.
В том же году композитор пришел к православию. Его первым пастырем был отец Николай Голубцов, который также в свое время был первым пастырем и отца Александра Меня.
В конце 1950-х Каретников вошёл в кружок музыкантов-авангардистов, открывших для себя додекафонию (техника композиции на основе 12-тонового ряда). После этого он отказался почти от всех своих произведений, написанных до 1959 года, положив началом своего творческого пути Третью Симфонию (1959).
Если созданный в 1956 году ранний балет Каретникова «Геологи», поставленный в Большом театре Владимиром Василёвым и Натальей Касаткиной, был достаточно тепло встречен публикой и критиками, то поставленный там же в 1962 году его балет «Ванина Ванини» и последующие произведения, написанные в технике европейского модернизма, подверглись жёсткой критике со стороны Союза композиторов и в течение многих лет не исполнялись.
«Неприятности начались в шестьдесят втором. Какое-то время я держался, надеялся, еще не оценивая серьезности ситуации, в которой оказался. Тратил нервы, пытался пробить стену всеобщего умолчания, образовавшуюся после постановки балета «Ванина Ванини». К началу шестьдесят пятого последние надежды рассеялись. Отчаяние стало полным», - вспоминал композитор.
Отдалившись от официальных течений музыкальной жизни, Каретников ушел во «внутреннюю эмиграцию». До второй половины 1980-х источником средств к существованию для него стало написание музыки для кино и театральных постановок.
Параллельно с середины 1960-х и до конца 1980-х годов Каретников работал над двумя масштабными произведениями, ставшими вершиной его творчества, ― операми «Тиль Уленшпигель» (1965—1985, либретто совместно с Павлом Лунгиным) и «Мистерия апостола Павла» (1970—1987, либретто совместно с драматургом и киносценаристом Семёном Лунгиным под патронажем отца Александра Меня).
«Тиль Уленшпигель», наполненный религиозной мистикой и политическими аллегориями, не имел шансов быть поставленным на официальной сцене. В 1988 году удалось сделать лишь студийную запись этой оперы для не состоявшегося в итоге телеспектакля Анатолия Эфроса. «Тиль Уленшпигель» был поставлен впервые только в 1993 году в Билефельдском оперном театре в Германии.
В последние годы жизни композитор вновь обратился к инструментальной и духовной музыке, оставив после смерти неоконченной Вторую камерную симфонию.
Николай Каретников скончался 9 октября 1994 года в Москве. Похоронен на Кунцевском кладбище.(С)
Музыка для кино 1958 — «Пастух». Мосфильм, реж. И. Бабич.
1958 — «Ветер». Мосфильм. Реж. А. Алов и В. Наумов.
1961 — «Мир входящему». Мосфильм. Реж. А. Алов и В. Наумов.
1962 — «Лестница». Мосфильм. Реж. Э. Кеосаян.
1962 — «Бей, барабан!» Мосфильм. Реж. А. Салтыков.
1962 — «Монета». Мосфильм. Реж. А. Алов и В. Наумов.
1963 — «Конец и начало». Мосфильм. Реж. М. Захариас.
1964 — «Дочь Стратиона». Одесская к/с. Реж. В. Левин.
1965 — «Наш дом». Ленфильм. Реж. В. Пронин.
1965 — «Письма». Мосфильм. Реж. С. Кулиш.
1966 — «Путешествие» (киноальманах) — новелла «Завтраки сорок третьего года». Мосфильм. Реж. И. Туманян.
1966 — «Скверный анекдот». Мосфильм. Реж. А. Алов и В. Наумов.
1967 — «Первороссияне». Ленфильм. Реж. А. Иванов, Е. Шифферс.
1967 — «Штрихи к портрету В. И. Ленина». Экран (Центральное ТВ). Реж. Л. Пчёлкин.
1967 — «Письмо нашло адресата». ЦСДФ
1968 — «Переходный возраст». К/с им. М. Горького. Реж. Р. Викторов.
1970 — «Бег» (2 серии). Мосфильм. Реж. А. Алов и В. Наумов.
1970 — «Дети». Мосфильм. Реж. В. Кузнецов, О. Никич.
1971 — «Там, вдали, за рекой». Реж. В. Маликов, В. Фейнберг.
1971 — «Конец Любавиных» (рабочее название — «Хозяева»). Мосфильм. Реж. Л. Головня.
1971 — «Светлая речка Вздвиженка». ТО «Экран». Реж. Ю. Игорев
1972—1973— «На Севере, на Юге, на Востоке, на Западе». Мосфильм, реж. Е. Дзиган
1975 — «Чёрный караван». Туркменфильм. Реж. Ю. Борецкий.
1976 — «Легенда о Тиле» (4 серии). Мосфильм. Реж. А. Алов и В. Наумов.
1974 «Похождения Чичикова. Манилов». «Союзмультфильм». Реж. Б. Степанцев.
1974 «Похождения Чичикова. Ноздрёв». «Союзмультфильм». Реж. Б. Степанцев.
1980 — «Верой и правдой». Мосфильм. Реж. А. Смирнов.
1982 — «Голос». Ленфильм. Реж. И. Авербах.
1982 — «Среди тысячи дорог». Одесская киностудия. Реж. В. Зобин.
1984 — «Вина лейтенанта Некрасова». Узбекфильм. Реж. Р. Батыров.
1985 — «Сестра моя, Люся». Казахфильм. Реж. Е. Шинарбаев.
1986 — «К расследованию приступить» (совместно с И. Вигнерсом). К/с им. Довженко. Реж. А. Бендкендорф.
1987 — «Брод». Мосфильм. Реж. А. Добровольский и Г. Дульцев.
1987 — «Прощай, шпана замоскворецкая…» Мосфильм. Реж. А. Панкратов.
1988 — «На помощь, братцы!» К/с им. Горького. Реж. И. Василёв.
1988 — «Власть Соловецкая. Свидетельства и документы» (совместно с М. Крутоярской). Мосфильм. Реж. М. Голдовская.
1989 — «Свой крест». Киностудия «Глобус». Реж. В. Лонской.
1989 — «Закон». Мосфильм. Реж. В. Наумов.
1990 — «Бесконечность». Мосфильм. Реж. М. Хуциев.
1990 — «Сделано в СССР». Фора-фильм. Реж. С.Тараховский и В. Шамшурин.
1991 — «Завтра». К/с Квадрат. Реж. А. Панкратов.
1994 — «Аксёнушка». Реж. А. Маркелов
1995 — «Мелкий бес» (совместно с А. Беляевым), посмертно. Мосфильм. Реж. Н. Досталь. (С) "Легенда о Тиле" - Николай Каретников
НЭПmen
Айги Алексей Геннадьевич В кино работает более 20 лет, написал музыку примерно для сотни фильмов и сериалов. Многократно работал с Валерием Тодоровским, Андреем Прошкиным, Владимиром Хотиненко. Писал музыку для фильмов Паскаля Боницера, Рауля Пека и Хирокадзу Корээды. Многократный номинант и четырежды лауреат премии «Ника». Биография
скрытый текст
Алексей Айги появился на свет 11 июля 1971 года в Москве. Отцом композитора является знаменитый поэт Геннадий Айги. Поэтому мальчик рос в окружении творческой богемы, а под его кроватью хранились картины талантливых художников, которые было некуда вешать. Вдохновляясь их примером, Леша уже в ранние годы биографии пробовал рисовать, но вскоре утратил к этому интерес. Когда Айги был еще совсем ребенком, родители развелись. Отца мальчик видел преимущественно по выходным, а его воспитанием занималась мать. Именно она решила отвести Лешу и его старшего брата в музыкальную школу. На первом прослушивании у будущей знаменитости не обнаружили задатков великого музыканта и взяли только за компанию. Первое время Айги не испытывал восторга от игры на скрипке, а подростком и вовсе ее возненавидел. Гораздо больше юношу увлекал жанр рок-музыки, и матери пришлось пойти на хитрость, чтобы убедить сына поступить в училище имени Михаила Ипполитова-Иванова. Она сказала, что там подросток сможет найти единомышленников и собрать собственный коллектив. Так оно и случилось: вскоре парень присоединился к местной группе «До мажор». Уже тогда он начал сочинять первые мелодии и полюбил эксперименты, правда, свое первое произведение начинающему композитору так и не удалось сыграть до конца, поскольку из-за непозволительного поведения коллектив выгнали со сцены.
После окончания музыкального училища Алексей устроился на работу в оркестр Театра имени К. С. Станиславского, где поработал почти год. Но уже тогда он понял, что классическая музыка в привычном звучании его не увлекает, и всерьез задумался о создании собственного коллектива. Мужчина не скрывает подробности личной жизни. В 1998 году он познакомился с француженкой по имени Клод, которая вскоре стала его женой. Женщина далека от музыки, защитила диссертацию в области искусствоведения и работает журналистом. Пара воспитывает сына Ивана. Первые шаги к популярности Алексей сделал в 1994 году, когда создал ансамбль «4’33”». Название является отсылкой к пьесе Джона Кейджа, где в течение нескольких минут пианист не прикасается к инструменту. Артисты решили, что будут играть музыку английских минималистов, но в итоге исполняли произведения разных композиторов.
Поскольку период образования коллектива пришелся на 90-е, площадок для выступлений было мало. Команде приходилось давать концерты в клубах и на выставках, при этом денег за свое творчество они почти не получали. Но для Айги была счастьем сама возможность играть для публики, пусть иногда она и могла насчитывать всего 5 человек.
В 1996-м артисты провели первые гастроли, которые состоялись в рамках «Европейских дней в Самаре», а год спустя выпустили дебютный альбом Falls. В этот период ансамбль все чаще играл собственные мелодии, автором которых был Алексей. По счастливому стечению обстоятельств на музыкантов обратил внимание молодой режиссер Валерий Тодоровский, которому дал послушать записи его ассистент. Он попросил артистов создать саундтрек к драме «Страна глухих», которая имел грандиозный успех, а композитор удостоился награды «Золотой овен».
После этого на Айги обратили внимание слушатели и критики, он стал гостем интервью и все чаще получал заказы на музыку для фильмов. Среди его запоминающихся работ треки «Грусть глубины» и «Убийца поневоле», написанные для сериала «Каменская». Параллельно мужчина продолжал выступать с ансамблем, пополняя дискографию новыми студийными и концертными альбомами. В середине 2000-х Алексей решил переехать во Францию. Причиной стало отсутствие простора для творчества в российском кино, поскольку музыка для него обычно считалась второсортной. Сотрудничество с французскими режиссерами позволило артисту пополнить фильмографию такими картинами, как «Я думаю о тебе», «Большое алиби» и «Не могу отказать».
Поскольку и со стороны российских кинематографистов заказы продолжали поступать, Алексею пришлось жить на две страны. Он создал композиции для отечественных сериалов «Черные кошки», «Красная королева» и «Доктор Рихтер». А в 2018-м выступил автором мелодий, звучавших в фильме «Пилигрим», в котором снялись Игорь Петренко, Анна Банщикова и Ирина Рахманова. В 2020 году скрипачу пришлось приостановить концертную деятельность из-за пандемии коронавирусной инфекции. Но освободившееся время мужчина решил провести с пользой и на странице краудфандинговой платформы «Планета» объявил сбор средств на выпуск нового альбома «Алкоголь».
Сейчас артист продолжает творить, радуя поклонников своей музыкой. Чтобы поддерживать с ними связь, он ведет страницу в «Инстаграме», где публикует фото и сообщает о новостях. (С)
Фильмография (композитор) (избранное) 1997 — «Страна глухих» 2000 — «Каменская» 2004 — «Мой сводный брат Франкенштейн», 2008 — «Очень русский детектив» 2013 — «Черные кошки» 2014 — «Дубровский» 2015 — «Красная королева» 2017 — «Доктор Рихтер» 2018 — «Пилигрим» 2019 — «Хэппи-энд»(С) О музыке для пилы и древних инструментов, а также о работе с Хирокадзу Корээдой(С)
скрытый текст
Музыка в кино может быть какой угодно: и громкой, и тихой, и доминирующей, и идти параллельно действию на экране, и, наоборот, подчеркивать какую-то историю, и быть незаметной. Понятно, что просто впрямую подчеркивать эмоции, наверное, не самый лучший вариант. Сколько раз я убеждался, что одна и та же музыка в разных сценах фильма работает по-разному — тут дает грусть, а поставь ее же в другое место, и будет давать надежду и так далее.
Если говорить про громкость музыки, конечно, ее должно быть слышно. В российском кинопроизводстве есть большая проблема, связанная с давлением звукорежиссера: у нас часто шумы забивают музыку. Хотелось бы чуть-чуть освободиться от этого стремления все подчеркнуть шумами, это убивает поэтику фильма. А если это еще заглушает музыку, у которой есть собственная драматургия… Это такая боль! Сколько раз я приходил в кинотеатр и думал: ну и зачем я работал? Зачем я писал музыку с симфоническим оркестром? Зачем меня просили делать пять переделок, если вообще ничего не слышно? Звукорежиссер должен быть соратником композитора, а не его соперником.
Когда-то композиторы демонстрировали музыку режиссерам, играя на фортепиано и напевая ее, как Таривердиев. Но когда я начинал, все уже делали какие-то электронные наброски. Никаких референсных треков тогда не существовало, ты писал с чистого листа. Это, конечно, усложняло работу, но давало при этом большой простор для воображения. Есть слова режиссера и то, что ты видишь на экране, надо было работать только с этим.
Сейчас все просто. Тебе дают картину, там уже чаще всего все разложено, какая-то референсная музыка, достаточно стандартная. И дальше в этих узких рамках ты пытаешься что-то написать, и бывает, что, если ты пишешь что-то совсем другое, это не подходит. Немножко грустно, но что делать, все очень ускорилось. С тех пор как монтаж стал электронным, все стало в разы быстрее. Это, конечно, убивает воображение, у тебя больше нету трех месяцев спокойно посидеть, что-то попробовать. Я предпочитаю видеть черновой монтаж, когда фильм собран, когда есть не просто отдельные сцены, а когда есть начало, середина и конец. Чтобы понимать, куда что движется, как это примерно смонтировано, какой темп, какой там цвет у этой картинки, как играют актеры, как они говорят, какой тембр голосов. Но можно работать и до, можно и со сценарием работать, конечно же, писать что-то отдельно.
Для Андрея Прошкина я писал музыку и до съемок. Во-первых, для «Орды» — там в кадре монголы играют на музыкальных инструментах. У меня было описание режиссера, как это должно звучать, такое достаточно витиеватое, образное, в духе: «Вот здесь должен быть рок-н-ролл XIV века, а вот здесь должен быть лаундж XIV века. Придумай что-нибудь».
Рок-н-ролл XIV века — это дикие танцы, большая сцена, довольно важная. А лаундж — это когда ночной ордынский город и звучание со всех углов какой-то непонятной расслабляющей музыки, которую люди могут играть в домах, на улицах. От ордынской культуры ничего не осталось, но монгольские народные музыкальные инструменты совершенно не изменились за века. Есть инструмент моринхур, по нему играют смычком из конского волоса, и струны из конского волоса, он такой завывающий. Ударные — понятно, что это были какие-то шкуры, натянутые на котлы. А дальше уже только воображение. Работа была сложной, я бесконечно переделывал эту музыку, но в итоге получилось достаточно удачно...подробнее
Алексей Айги - Красная Королева
НЭПmen
Умер композитор Геннадий Гладков Советский и российский композитор, народный артист России Геннадий Гладков умер в возрасте 88 лет. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на его помощника. Геннадий Гладков — автор музыки к популярным фильмам, мультфильмам, спектаклям и мюзиклам. Получил широкую известность после того, как в 1969 году вышел мультфильм «Бременские музыканты», композитором которого он стал. Гладков работал над продолжением мультфильма «По следам бременских музыкантов» (1973), где также спел партию Глупого короля. Он написал музыку к таким анимационным фильмам, как «Малыш и Карлсон», «Голубой щенок», «Как львенок и черепаха пели песню», «Ну, погоди!» и многим другим.подробнее